Психотерапия в Российской Федерации (пленарная лекция) .В.Макаров
6 сентября 2002 года (20:59)

 

Психотерапия больше не является исключительной принадлежностью западных стран, а становится общемировой реальностью. И новый этап ее развития, новый подъём начинается со старого континента, из Европы, где наиболее развиты традиции психотерапии. Носитеми новой профессиональной парадигмы являются Европейская Ассоциация Психотерапии (ЕАП) и Всемирная Организация Психотерапии (ВОП)
Психотерапия сегодня выходит за пределы медицины и клинической психологии и преобразуется в важную, необходимую часть культуры современного общества. А психотерапевт, выходя за рамки новой врачебной или психологической специальности, становится представителем новейшей свободной гуманитарной профессии.
Огромное многообразие методов психотерапии (и даже их кажущийся хаос) постепенно образует в психотерапии новую упорядоченность. Прогресс психотерапии обеспечивается как свободным развитием модальностей, так и их объединением в эклектические, синтетические, интегративные, а в нашей стране - ещё и мультимодальные системы. Именно интегративные, мультимодальные системы отражают  новую содержательную реальность психотерапии.
Профессиональное образование психотерапевта осуществляется на базе завершённого высшего образования и состоит из: а) теории, б) практики и в) эксклюзивного раздела личного самопознания, анализа и личной терапии.  Уровень профессиональной подготовки специалиста подтверждается Национальным сертификатом, а соответствие его квалификации международному уровню - Европейским сертификатом и внесением в Европейский Реестр профессиональных психотерапевтов. (остальное можно перенести на другие страницы)

Огромное разнообразие, терпимость к иному мнению и, вместе с тем, строгие научные и этические критерии - вот что характерно для современной психотерапии. И одна из наших задач - в  полной мере открыть российскую психотерапию для европейской и мировой, а европейскую и мировую - для российской. Интегрировать российскую психотерапию в европейскую, сохраняя  и развивая наши национальные традиции.
Психотерапия в нашей стране развивается столь быстро, что вчера еще самые новые методы и техники сегодня воспринимаются как вполне привычные и даже архаичные. А деятели, которые вчера олицетворяли прогресс нашей профессии, сегодня могут оказаться тормозом в ее развитии. То же происходит и с профессиональной литературой. Если в восьмидесятых - начале девяностых годов мы переводили основные работы зарубежных специалистов, и в результате по стране распространялось в ксерокопиях определенное количество книг по психотерапии, то сегодня вся издающаяся литература уже не может быть прочитана полностью одним специалистом. Или же ему придется стать профессиональным читателем и посвятить все свое время непрерывному чтению литературы по психотерапии и смежным областям. Поэтому часто приходится делать трудный выбор, отказывая себе в удовольствии познакомиться со значительной частью профессиональной литературы. А изменения в нашей области совершаются чрезвычайно быстро. Ведь те годы дефицита и сегодняшний день изобилия разделяют неполные десять лет.
В течение нескольких десятилетий мы были огромной пограничной территорией, где кончалась европейская психотерапия и начинались восточные психологические практики. Сегодня мир психотерапии уже без границ.
Последние двадцать лет для нашей страны - время ожидания и наступления кардинальных перемен. Время, когда единственной постоянной, стабильной характеристикой жизни является ее нестабильность. События развиваются с удивительной быстротой. Идеи, едва возникнув, очень быстро проживают свою жизнь и устаревают. Порою складывается впечатление, что мы живём в пору самых бурных за всю историю человеческого общества социальных изменений.
А в представлении широких слоев населения образ психотерапии, сложившийся в советский период и исчерпывавшийся гипнозом и аутогенной тренировкой, в последнее десятилетие повсеместно дополнился «антиалкогольным кодированием», а в некоторых регионах - еще и нейролингвистическим программированием. А психоанализ часто воспринимается просто как анализ психики. Такой анализ могут проводить как различные специалисты, так и непрофессионалы. Значительное число жителей нашей страны по-прежнему не разделяют для себя психиатрию, психотерапию и психологию.
Теперь всё по порядку в отношении отечественной психотерапии.
Первые шаги психотерапии в России прослеживаются уже с конца XVIII - начала XIX века и связаны с именами Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, А.И. Галича и других просветителей-философов, психологов, педагогов, а также выдающихся врачей того времени С.Г. Зыбелина, М.Я. Мудрова, И.Е. Дядьковского. Они заложили основы понимания  психогенных заболеваний, психосоматических соотношений, роли личности в патологии и психологической терапии.
Сама психотерапия началась с гипноза. Во второй половине XIX века изучением гипноза занимались видные врачи: В.Я. Данилевский, А.А.Токарский, В.М. Бехтерев,  И.Р.Тарханов. Именно гипноз лежал в основе развития психотерапии в России. Впрочем, в семидесятые годы по инициативе профессора психиатрии  И.П. Мержеевского  были запрещены публичные сеансы гипнотизма и наложены значительные ограничения на применение гипноза врачами. Многие врачи, избегая рисковать своим именем и положением, отказались от применения гипноза в своей практике. Это повело к тому, что гипноз широко стали использовать в основном гипнотизёры -шарлатаны. И только через тринадцать лет, благодаря усилиям В.М.Бехтерева и других прогрессивных врачей, эти ограничения были сняты. Впрочем, не только гипноз был предметом интереса российских специалистов. В то время большинство или же даже все заявлявшие о себе методы психотерапии Западной Европы  находили отклик и почву для развития в России.
Так, интерес к психоанализу опосредовался клинической проверкой данного учения, и, как и в других странах, имел как сторонников, так и противников. Основные работы ведущих европейских психоаналитиков публиковались в России, обсуждались в научной прессе и на заседаниях научных медицинских обществ. Вопросам психоанализа особое внимание  уделяли такие известные профессионалы, как Н.Е. Осипов, Н.А.Вырубов, М.М. Асатиани, М.В. Вульф, И.Д. Ермаков, А.Р. Лурия, С.Я. Лифшиц. В 1911 году сложилось Русское психоаналитическое общество. Просуществовав немногим более десяти лет, оно прекратило свою работу в связи с мировой войной и последующими революциями. И только в 1990 году была вновь создана Российская психоаналитическая ассоциация. Последняя объединяет в себе различных специалистов, в том числе и так называемых «психоаналитически ориентированных психотерапевтов». Эти специалисты используют психоаналитическую теорию и техники в своей работе, не имея завершённого образования в области психоанализа. В 1910 году в Москве начинает выходить журнал «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии». Журнал ориентируется на новые методы психотерапии. Значительное место в нём занимает психоанализ. В 1914 году в связи с началом первой мировой войны журнал прекратил своё существование. Таким образом, в начальный период своего становления и развития психотерапия в России развивалась в русле с европейской психотерапии.
После Великой Октябрьской революции и гражданской войны в нашей стране несколько лет ещё продолжалось изучение психоанализа. Более того, совершались попытки объединения психоанализа с Марксизмом. Они получили название фрейдомарксизма. Когда же в конце двадцатых годов марксизм-ленинизм восторжествовал в стране как единственная теория, распространённые в то время психологические концепции были подвергнуты жёсткой критике и запрещены как пропаганда буржуазной идеологии. Развитие прикладной психологии в стране было приостановлено на многие годы постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», вышедшим в июле 1936 года. Психология и психотерапия были идеологизированы и изолированы от западных школ. В дальнейшем психоанализ был полностью запрещен, а еще позже и сама психология была практически полностью исключена из преподавания и резко ограничена в исследовательской работе. Точнее, оставалась некоторая возможность для развития теоретической психологии. В это же время в медицине окончательно утвердилось биологическое понимание человека. Этому были свои как политические, так и исторические причины.
Своеобразие развития российской психотерапии определялось влиянием идей нервизма, набиравшие силу в русской медицине начиная со второй половины XIX века. В 1866 году была опубликована и в том же году запрещена властями книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». И.М. Сеченов и, далее, И.П. Павлов показали, что в основе психических явлений лежат материальные физиологические процессы, происходящие в головном мозге, которые могут быть изучены объективными методами. Учение И.П. Павлова и его многочисленных учеников послужило одной из теоретических основ бихевиоризма. Впрочем, парадоксально то, что бихевиориальная психотерапия до настоящего времени имеет очень ограниченное развитие в России. В борьбе за объективно-научное исследование постепенно, уже после смерти великого русского учёного И.П. Павлова, в трудах его последователей представления о сущности болезней, имеющих биологическую, социальную и психологическую почву, по сути были сведены в теории и практике медицины до признания определяющей роли первого звена этой триады. В 1950 году состоялась объединённая павловская сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, а в 1951 году прошла объединённая расширенная сессия Президиума академии медицинских наук и Пленума правления Всесоюзного научного общества невропатологов и психиатров. Сессия была посвящена состоянию психиатрии и неврологии на тот момент в свете физиологического учения И.П. Павлова. Жёсткой критике подверглись те профессионалы, которые  позволяли себе хотя бы немного отходить от физиологического, подхода к психике человека и её расстройствам.
И даже в этих особых условиях психотерапия в Советском Союзе развивалась. 40-50-е годы - период упрочения в нашей стране директивной, главным образом гипносуггестивной, психотерапии, которая вполне соответствовала и общественному сознанию страны, и официально признанной теории медицины.
Теорией и практикой гипноза занимались В.М.Бехтерев, К.И. Платонов, В.Е. Рожнов и многие другие врачи и исследователи. Широкое распространение получила эмоционально-стрессовая психотерапия В.Е. Рожнова, включающая индивидуальную и групповую гипносуггестивную терапию различных форм патологии. Теоретическая основа данного подхода построена на возможном саногенном воздействии эмоционального стресса. Сложившаяся на базе этой концепции Московская школа психотерапии вполне соответствовала заказу тоталитарного государства. А тоталитаризм в любой стране всегда подавляет разнообразие психотерапии. Несмотря на это, в недрах Московской школы складывались новые авторские направления психотерапии, например, клиническая терапия духовной культурой (терапия творческим самовыражением).
Особое место в отношении исследований и практики в области психотерапии занимал в 30-70-е годы Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева в Ленинграде. Здесь избегали гипноза, развивая отечественный вариант динамической психотерапии, который получил название "этиопатогенетической" психотерапии, позже "патогенетической". Нарушения личности и восстановление ее функционирования рассматривались с позиций психологии отношений - наиболее известной концепции личности в отечественной медицине и медицинской психологии, берущей начало в трудах А.Ф. Лазурского и разработанной далее В.Н. Мясищевым. На основе патогенетической психотерапии сформировалась личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова. По своим основным теоретическим положениям она может быть отнесена к психодинамическому направлению в психотерапии. И, хотя становление данного метода относится к началу семидесятых годов; он и в настоящее время продолжает своё развитие. Эта школа получила название Ленинградской школы психотерапии.
Важно отметить, что, применительно к сегодняшнему дню, уже не точно будет говорить о Московской и Санкт-Петербургской школах психотерапии. И в Москве, и в Санкт-Петербурге развивается множество психотерапевтических начинаний, направлений и концепций. Мы живем в невероятное время, когда история нашей страны делается каждый день, прямо у нас на глазах и зачастую с нашим участием. В большой мере это касается и психотерапии. И из всех медицинских специальностей, занятых психическим здоровьем, психотерапия претерпела наибольшие изменения.
Кроме двух главных официальных школ в то время развивались и другие направления в психотерапии. Среди них необходимо отметить “Метод интенсивной психотерапевтической жизни” доктора А.Е. Алексейчика из Вильнюса и “Спасительный круг” доктора М.Н. Малкина из Нижнего Новгорода.
Участие нашей страны в международном сотрудничестве в области психотерапии возобновилось в начале семидесятых годов. В 1973 году на симпозиуме по психотерапии европейских социалистических стран в Праге была принята специальная резолюция о важности психотерапии и создана международная рабочая группа, в задачи которой входила координация деятельности психотерапевтов социалистических стран, обмен информацией и подготовка очередных симпозиумов по психотерапии. В период до 1988 года состоялось ещё пять таких международных симпозиумов социалистических стран. Это сотрудничество оказало своё влияние на расширение границ психотерапии Советского Союза
И всё же, в Советском Союзе, как затем и в России, государственное регулирование психотерапии осуществлялось и продолжает осуществляться не законодательством, а специальными циркулярами Министерства здравоохранения Советского Союза (ныне Российской Федерации). Можно выделить три важные вехи на этом пути. Во-первых, Приказ Министерства здравоохранения СССР № 791 от 2 сентября 1975 г. "О мерах по улучшению психотерапевтической помощи населению", содержащий положение об открытии в стране в качестве эксперимента нескольких сот психотерапевтических кабинетов в поликлиниках крупных городов. Это приблизило психотерапию к населению, сделало ее более доступной и понятной для пациентов. В Москве на базе кафедры психотерапии Центрального института усовершенствования врачей (ныне Российской медицинской академии последипломного образования) открыт Всесоюзный центр по психотерапии. Подготовка психотерапевтов в то время наряду с Москвой проводилась на специальных кафедрах институтов усовершенствования врачей в Харькове с 1962 года и Ленинграде с 1982 года.
Эти кафедры были призваны совмещать как теоретическую, так и практическую подготовку психотерапевтов. То, что осуществляют университеты( теоретическая подготовка) и тренинговые центры( практическая подготовка) в странах Запада.  На кафедрах обучались психотерапии врачи разных специальностей.
Вторым приказом Министерства здравоохранения СССР № 750 от 31 мая 1985 г. был сделан следующий шаг в развитии отечественной психотерапии. Она была включена в качестве самостоятельной отрасли медицины, в номенклатуру врачебных специальностей, а в номенклатуре врачебных должностей появилась должность "врач-психотерапевт". Таким образом с 1985 года в нашей стране есть отдельная врачебная специальность – врач-психотерапевт. До этого психотерапией занимались преимущественно психиатры, невропатологи и так называемые психоневрологи. Таким образом, 31 мая 1985 года является днём рождения психотерапии как отдельной самостоятельной специальности.
Третьим приказом, теперь уже Министерства здравоохранения Российской Федерации № 294 от 30 октября 1995 г. были сформулированы основные требования к образовательному стандарту по специальности "психотерапия", типовым программам и планам непрерывной подготовки по данной специальности. Этим приказом был открыт Федеральный научно-методический центр по психотерапии на базе отдела неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева.. Этот же приказ по сути дела свёл психотерапию к субспециальности в психиатрии. По предыдущему приказу № 750 врач-психотерапевт должен был иметь специальную подготовку по психиатрии и по психотерапии, причём подготовка по психиатрии могла быть ограничена изучением её основ в течение нескольких месяцев. И в психотерапии могли работать врачи разных специальностей. Теперь же после получения диплома врача необходимо в течение года учиться психиатрии, затем три года работать врачом-психиатром и только после этого приступать к обучению психотерапии. Это является одной из причин того, что многие вакансии врачей –психотерапевтов в государственных учреждениях остаются незаполненными. Кроме того, в государственных учреждениях психиатрического профиля часто есть вакансии и врачей-психиатров.
Советская психотерапия все больше становится достоянием истории. Она стремилась стать частью научной медицины, искала свои естественнонаучные основ. И при этом полностью отрицала самую возможность применения в теории или на практике нематериалистических философских или психологических концепций и, тем более, кровное родство свое с народными целительскими практиками. И все же важно осознавать крайнюю медлительность в изменении общественного сознания. Поэтому методы и подходы советской психотерапии еще долго будут востребованы гражданами нашей страны. Для этого у нас есть и квалифицированные профессионалы. В модели советской психотерапии подготовкой специалистов занимались институты и факультеты усовершенствования врачей. Выдавались государственные сертификаты. Они признавались государством по всей стране и в отдельных случаях могли быть признаны и за рубежом. Достаточно стройная система такой подготовки до настоящего времени сохранилась и функционирует
В Советское время  сложилось особое направление психотерапии, получившее название “клиническая психотерапия”. Это такая врачебная психотерапия, которая использует парадигмы психотерапии, психиатрии и той клинической дисциплины, где она применяется. В последнее время в этой области наряду с врачами-психотерапевтами начали работать и специально подготовленные медицинские или клинические психологи.
Клиническая психотерапия получила наибольшее развитие в психиатрии для лечения пограничных состояний и в наркологии при терапии некоторых форм зависимостей. Кроме того, клиническая психотерапия развивается в психосоматической медицине, онкологии, гинекологии. Самостоятельными разделами клинической психотерапии являются психотерапия детей и подростков и семейная психотерапия.
Наиболее широко психотерапия используется для лечения неврозов, посттравматических синдромов,  пограничных расстройств личности. Здесь психотерапия выступает в качестве основного или даже единственного метода лечения. Психотерапия применима и при лечении расстройств психотического уровня. Отдельные профессионалы успешно работают с острыми психотическими состояниями. В то же время большинство психотерапевтов прилагает свои усилия для продления ремиссий и поддержания их качества. В наркологии после проведения дезинтоксикации и нормализации физического состояния пациентов психотерапия часто является основным способом закрепить и поддержать отказ от употребления средств, вызывающих зависимость. Психотерапевты в психосоматической медицине предпочитают работать вместе с врачами- интернистами. Здесь широкое поле приложения психотерапевтических усилий. Как в острых состояниях заболеваний, так и в периоды улучшений и ремиссий. Сложившаяся в советское время клиническая психотерапия и сегодня продолжает интенсивно развиваться. * К этому мы ещё вернёмся в нашей статье. А сейчас продолжим экскурс в историю психотерапии.  
Новое движение в нашей области началось в семидесятые годы далеко за пределами профессионального сообщества, в среде, критиковавшей советский строй и, более того, ставящей своей целью его свержение, — в среде диссидентов. Это еще раз подчеркивает антагонизм современной психотерапии и тоталитарного государственного устройства.  Из-за «железного занавеса», порождавшего жесткую информационную изоляцию нашей страны, к нам попадали лишь отдельные психотерапевтические издания. Когда этот занавес немного приподнялся, таких изданий стало больше. В первую очередь они касались психотерапии западного мира. Впрочем, не обходили стороной и концепции Востока, чаще опять же через призму западного опыта. Этими изданиями интересовались научные сотрудники, представители творческой интеллигенции, некоторые врачи и отдельные психологи. Книги переводились. И каждая такая книга становилась событием, открывающим новые горизонты. Сложились группы людей, специализирующиеся на распространении ксерокопий переводов книг по стране. В ряде городов - Казани, Красноярске, Ленинграде, Москве, Новосибирске - были организованы подпольные центры по переводу, тиражированию и распространению психотерапевтических изданий. Переводившиеся издания были разного качества и разной ценности. В последующем часть этих переводов была издана типографским способом. Такой самиздат в области психотерапии продержался до середины девяностых годов и был вытеснен книгами, издаваемыми типографским способом. Нужно отметить, что в последние годы в России ежемесячно издаётся не менее 4-6 книг по психотерапии.
Появились сторонники тех или иных направлений психотерапии, проповедующие эти учения. Вслед за ними - те, кто проповедовал свои авторские подходы, основанные на зарубежных концепциях. И те и другие были самоучками, почти всегда талантливыми, но малообразованными как профессионалы психотерапии. Многие психотерапевты пытались создать собственные методы. Сотни профессионалов заявляли о наличии у них собственного метода психотерапии. Знакомство с данными авторскими подходами показывало, что они не могут рассматриваться в качестве новых модальностей, представляя собой лишь некоторую модификацию уже известных. Это показывает, насколько сложно создавать новые модальности в психотерапии. Здесь мало одного желания и таланта автора.
Собрания интересующихся новыми подходами проходили сначала негласно в малых неформальных группах. Впрочем, вскоре стали организовываться и более многочисленные встречи. Так, в рамках свобод, дарованных Советским правительством Новосибирскому Академгородку, в 1980 году прошла первая конференция по социально-психологическому тренингу, где не только читались лекции, но и проводились собственно тренинги. Несколькими годами позже такие тренинги стали проводиться в столицах. Появились первые сертификаты участия в семинарах и тренингах, которые выдавали проводившие их специалисты, правда, признавались данные документы признавали только ими самими да их слушателями. Проповедники зарубежной психотерапии сосредоточились на пропаганде новых психотерапевтических подходов и образовании своих сторонников. И в меньшей степени, точнее даже, лишь единицы из них, занимались психотерапевтической практикой. Обученные ими специалисты сразу приступали к обучению новых желающих, благо недостатка в жаждущих знаний не было. Так осуществлялось наше первое открытие зарубежной психотерапии.
За истекшие два десятилетия произошли события, последствия которых таковы: разочарование многих специалистов в отечественной психотерапии; бурное вторжение зарубежных, в основном западных, концепций, методик и техник; размежевание и автономное развитие специалистов республик, регионов, отдельных направлений психотерапии; выход психотерапии за рамки медицины; интерес к познанию психотерапии широких слоев профессионалов и парапрофессионалов; формирование негосударственных структур, занятых психотерапией, центров и общественных организаций в области психотерапии. Психотерапией теперь занимаются не только врачи, но и психологи.
Новые для страны зарубежные методы психотерапии в начале своего распространения в России оказались в равных условиях. Приведём как пример трансактный анализ и нейролингвистическое программирование.
Вторая половина семидесятых и восьмидесятые годы открыли трансактный анализ. Эта мировоззренческая концепция в нашу страну пришла из диссидентского движения. Представители научной интеллигенции переводили и распространяли книги Э. Берна. Они, по понятным причинам, интересовались философской стороной концепции. В последующем врачи и психологи увлеклись анализом взаимодействий как новой возможностью лечения психических расстройств и коррекции психологических проблем. Позже других профессионалов к трансактному анализу обратились педагоги.
В некоторых профессиональных кругах трансактный анализ занимал ведущее место среди заимствованных методов психотерапии до середины восьмидесятых годов. Он составил основу профессионального мировоззрения многих практикующих терапевтов, психологов, а, в последующем, и педагогов. К этому времени выявились не только многие его достоинства, но и недостатки. Интересна его концепция детского развития, понимание мира. А к недостаткам прежде всего относятся: длительность анализа, важность глубокого личностного включения терапевта в работу, недостаточный набор специальных терапевтических техник, необходимость длительной профессиональной подготовки терапевта.
Впрочем, в последние годы отмечается новый рост интереса к данному методу, уже успевшему стать классическим. И если первая волна трансактного анализа пришла из США, то вторая волна - из Западной Европы и наработок, имеющихся в России. Сегодня на русский язык переведены почти все классические работы в этой области. Трансактный анализ представляется неотъемлемой частью образования терапевта, необходимым методом терапии и, наконец, мировоззрением большого числа специалистов, работающих в нашей стране. Важно, что последователи концепции трансактного анализа охотно взаимодействуют со сторонниками других направлений терапии, даже критически настроенными и конкурентно активными.
В настоящее время в России сложились две ассоциации трансактного анализа – Санкт-Петербуржская и Рязанская, которые входят в Европейскую Ассоциацию Трансактного Анализа. Кроме того активно функционирует Национальная организация восточной версии трансактного анализа Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.  
В середине восьмидесятых годов специалисты, пытавшиеся получить литературу по трансактному анализу, которая хранилась лишь в секретных спецхранах самых больших библиотек, наткнулись в г. Новосибирске на
работы по нейролингвистическому программированию (НЛП).
С того дня до начала «эпидемии НЛП» в стране прошло только два года. Столь короткое время понадобилось для освоения этого метода и перевода основных источников литературы. Бурная активность, энтузиазм и невероятная работоспособность группы молодых психотерапевтов и любителей в Новосибирске привели к быстрому распространению “мифа НЛП” и его техник в различных регионах страны. Чем меньше тот или иной регион имел собственные традиции в области психотерапии, чем активнее внедрялось НЛП, тем на больший успех мог рассчитывать этот метод. НЛП безоговорочно и с энтузиазмом приняла значительная часть молодежи, начинающей свое образование по специальности, и мало кто из состоявшихся профессионалов в психотерапии.
Визиты в США, в страну основоположников и видных деятелей НЛП резко увеличили популярность этого метода в нашей стране. Вместе с тем они показали, что основанное на языковых, поведенческих и других культурных традициях нейролингвистическое программирование в англоязычных странах и странах русского языка — очень разные методы. И если там научные перспективы этого метода во многом исчерпаны, то у нас они обширны и не разработаны.
Революционный дух метода, жесткий критический подход к иным модальностям психотерапии, манипулятивная направленность привели к определенной изоляции специалистов по НЛП в сообществе психотерапевтов. Да и сами профессионалы, группы и центры НЛП развиваются, претерпевая жестокие кризисы формирования.
Противопоставление НЛП другим методам психотерапии, его задиристость и критическая настроенность постепенно становятся второстепенными. Многие приверженцы метода, ранее демонстрировавшие большой энтузиазм, сегодня создают свои авторские методики, включая в них и НЛП.
С нашей точки зрения нейролингвистическое программирование — прекрасный метод скорой психотерапевтической помощи. Не только очень быстрый, но и очень эффективный. После оказания скорой помощи часть пациентов вовсе не нуждается в контактах с терапевтами, другим необходима терапия с использованием иных подходов.
С небольшим отставанием от НЛП в нашей стране начала  своё развитие клиент - центрированная терапия. Это развитие началось после визита в страну в 1986 основоположника метода К. Роджерса.
Сдающее свои позиции НЛП было потеснено трансперсональной психотерапией. Широкая популярность этого метода привлекла в психотерапию новых сторонников. Вместе с тем достаточная технологическая жёсткость не способствовала его распространению. Для смягчения метода с сохранением его эффективности специалисты начали активно использовать “свободное дыхание”, ребефинг. Многие создают свои авторские программы на основе своего профессионального и личностного опыта.
Другим методом, получившим достаточно широкое распространение, является гештальт-терапия. У нас не было столь высокой волны увлечения гештальт-терапией, какая прослежена в Северной Америке и Западной Европе, но данный подход достаточно быстро занял свою нишу, причем довольно обширную. Гештальт-терапия в нашей стране часто соседствует или даже объединяется с психодрамой - еще одним современным классическим методом западной психотерапии.
Надо отметить, что последние годы неуклонно растет популярность психотерапии по Милтону Эриксону, телесно ориентированной терапии, символдрамы. Вновь становится популярным психоанализ. Президент России в 1996 году даже издал специальный указ о развитии психоанализа. В настоящее время у нас только в столицах более 15 ассоциаций и профессиональных групп, занимающихся психоанализом. И они зачастую не только конкурируют, но и не находят общего языка друг с другом.
Психотерапия Запада и Востока что называется “из первых рук” или в исполнении авторов методов и школ или ведущих профессионалов, мировых звёзд психотерапии, стала доступна жителям столиц нашей страны в конце восьмидесятых годов. В это время к нам в Советский Союз начали приезжать ведущие западные специалисты, среди которых были основатели школ и модальностей, в том числе: Джон Гриндер, Станислав Гроф, Карл Р. Роджерс, Вирджиния Сатир, Виктор Франкл и другие. Каждый такой визит становился большим событием и давал мощный толчок развитию целых направлений психотерапии. Справедливости ради важно отметить, что в те годы каждый приезжавший из-за рубежа психотерапевт принимался в нашей стране как выдающийся профессионал. И в последующем у нас было достаточно много разочарований по этому поводу. Вместе с тем, специалисты из нашей страны начали выезжать за рубеж с целью получения образования в той или другой школе психотерапии. Конечно, отдельные психотерапевты и в годы “железного занавеса” бывали за рубежом и знакомились с широким спектром современной мировой психотерапии. Однако современная зарубежная психотерапия в результате таких знакомств в нашу страну не проникла. Теперь западные специалисты и зарубежные учебные структуры выдавали обучающимся свои сертификаты. Эти сертификаты признаются профессиональными сообществами тех стран, где они выданы. Западные специалисты не занимались регулярной практикой в нашей стране. Обычно они ограничивались демонстрацией своих методов на отдельных избранных клиентах и пациентах. Впрочем, клиенты для демонстрации зачастую рекрутировались из участников обучающих семинаров. Таким образом, отечественные специалисты получили возможность знакомства внутри страны “из первых рук” и обучения за рубежом современным методам психотерапии.
Обученные за рубежом специалисты начали преподавать в Российской Федерации. Они достаточно быстро сформировали свой рынок, что позволило им открыть небольшие образовательные структуры. И если известные западные специалисты посещали в основном столицы — Москву и Санкт-Петербург, то теперь обучение было организовано и в регионах, отдалённых от столиц. Более того, отечественные специалисты оказались успешнее в трансляции западных методов психотерапии, чем их зарубежные коллеги и наставники. Это и понятно, ведь российские специалисты хорошо информированы в специфике менталитета своих сограждан, особенностях их обучаемости. В отличие от западных отечественные наставники могут уделить обучающимся больше времени и внимания. В настоящее время сложились обучающие структуры по гештальт - терапии, психодраме, символдраме, нейролингвистическому программированию, психотерапии по М. Эриксону, трансперсональной терапии, трансактному анализу, онтопсихологии, телесно ориентированной психотерапии, экзистенциальной психотерапии, психоаналитической психотерапии и некоторым другим направлениям современной западной психотерапии. Данные структуры выдают сертификаты, признаваемые этими структурами, их материнскими учреждениями за рубежом и складывающимися у нас сообществами профессионалов данной модальности. Российские профессионалы, обученные зарубежным методам психотерапии, обычно посвящают себя образовательной деятельности. Есть и новейшее начинание в области отечественной психотерапии- это российская психотерапия в системе Европейской Ассоциации
Психотерапии.(ЕАП)
Только с 1999 года у нас в стране началось осознанное восприятие нашей психотерапии как входящей в систему Европейской Ассоциации Психотерапии. Причем это осознанное движение навстречу друг другу Крупнейшее сообщество психотерапевтов — Европейская Ассоциация Психотерапии, которая объединяет профессионалов по принципу принадлежности к профессии, а не к какой-то одной конкретной модальности, совместно с  Профессиональной Психотерапевтической Лигой приступила к реализации образовательных проектов Европейского сертификата психотерапевта. Специалисты, работающие в России, впервые получили реальную и широкую возможность получить образование европейского уровня. Причем это касается не только профессионалов, проживающих в столицах, а сотен, а в последующем - и тысяч желающих во всех концах нашей большой страны. Последний сертификат, задуман как единый документ, позволяющий специалистам свободно работать в странах объединенной Европы без сдачи экзамена по специальности.
В нашей стране бытует три точки зрения на психотерапевтическое образование.
Согласно первой из них, у нас должно быть собственное образование, отличающееся от всего принятого за пределами страны. На деле это приводит к тому, что психотерапией могут заниматься только врачи-психиатры, получившие подготовку в области психотерапии в количестве от 500 до 700 часов. В самой подготовке теория значительно преобладает над личной терапией и супервизией. Точнее, личная терапия и супервизия далеко не всегда предусмотрены.
Согласно второй точке зрения, наше образование должно состоять из принятых в мире трёх частей: теории, практики с супервизией и личной терапии. Вместе с тем, объём этого образования должен быть уменьшен, чтобы соответствовать ограниченным финансовым и кадровым возможностям нашей страны.
Согласно третьей точке зрения, наше образование должно соответствовать принятому в ЕАП. А это значит не менее 3200 часов теории, практики с супервизией и личной терапии. Специалисты, получающие такое образование на базе высшего, должны быть допущены к практике значительно раньше, чем они завершат своё обучение. И, уже практикуя, они смогут завершить своё образование.
Мы придерживаемся этой, последней точки зрения. Наше профессиональное образование по объёму должно соответствовать принятым в ЕАП стандартам, а вот по содержанию возможно национальное своеобразие, соответствующее особенностям национальной психотерапии.
Важно отметить, что все уникальные научные и практические достижения отечественной психотерапии бережно сохраняются. И, вместе с тем, мы выходим на уровень образования, принятый в ЕАП. Здесь возможны два пути. Первый состоит в том, что всё больше модальностей, принятых в Западной Европе и Северной Америке, находят своих приверженцев в нашей стране. А значит всё больше психотерапевтов получают полноценное образование в границах этих модальностей, как внутри страны, так и за рубежом. В результате этого в нашей стране сложатся большие профессиональные сообщества распространённых в развитых странах психотерапевтических модальностей. Важнейшая особенность отечественной психотерапии - ее эклектизм. Есть эклектизм старый — когда специалисты пытались использовать все знания и умения, которые они могли получить, в своей практике. Эклектизм современный, новый основывается на том, что профессионалы выбирают из огромного числа предложений то, что подходит им. Этот подход можно назвать мультимодальным. В настоящее время предпринимаются усилия к тому, чтобы  образование в мультимодальной психотерапии можно было получить в рамках обучения по программе Европейского сертификата психотерапевта. А, как известно, в Европе стандарты образования в области психотерапии сложились с двадцатых годов. То есть уже имеют восьмидесятилетнюю историю. Кроме того психотерапия уже не принадлежит какой-то другой специальности, а успешно складывается в самостоятельную профессию, весьма востребованную обществом.
Советская психотерапия; психотерапия проповедников зарубежных направлений психотерапии; современная зарубежная психотерапия и современная зарубежная психотерапия, адаптированная к условиям России; российская психотерапия в системе психотерапии ЕАП — вот те реалии  психотерапии сегодняшнего дня, которые одновременно существуют в Российской Федерации. Одни из них постоянно уменьшаются, другие расширяют свое пространство. Основной тенденцией, зоной нашего профессионального роста ближайших лет и десятилетий является наше  вхождение и интеграция в систему психотерапии ЕАП. Это длительный и достаточно медленный процесс. Определяющая роль в нём принадлежит общественным объединениям психотерапевтов.
До девяностых годов прошлого столетия в нашей стране были только секции психотерапии при научных медицинских обществах невропатологов и психиатров. В девяностые годах впервые возникли самостоятельные общественные организации в области психотерапии. Прежде всего некоторые отдельные модальности психотерапии создавали свои сообщества. Среди них можно назвать Всесоюзную ассоциацию трансактного анализа, ассоциацию эриксоновской психотерапии и нейролингвистического программирования.
Ситуация в корне изменилась в 1994 году, когда состоялся учредительный съезд Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Эта общественная организация объединила врачей-психотерапевтов и некоторую часть медицинских психологов, генетически связанных с психиатрией. РПА участвует в разработке приказов и других методических материалов Министерства здравоохранения. Развивает сотрудничество с зарубежными партнерами. Активно занимается научно-исследовательской и педагогической работой.
РПА, несомненно, является одним из двух наиболее крупных в России общественных объединений врачей-психотерапевтов, тесно связанным, а часто и слитым с государственной медицинской, в частности, психиатрической службой.
Самой большой общественной структурой в области психотерапии в российской Федерации является созданная в 1996 году Профессиональная Психотерапевтическая Лига (Лига). Она объединяет различных специалистов в области психотерапии. Членом Лиги может стать тот, кто использует психотерапию в своей профессиональной деятельности или обучается психотерапии. В настоящее время Лига является крупнейшим объединением психотерапевтов.
Лига входит в Европейскую Ассоциацию Психотерапии (ЕАП). Она является зонтичной организацией (единственным официальным представителем) ЕАП на территории России. Лига разделяет созданные ЕАП положения Страсбургской декларации по психотерапии. А, значит, признает психотерапию отдельной, самостоятельной профессией.
Сама ЕАП - молодая, динамично развивающаяся, включающая в себя сообщества психотерапевтов из 39 стран Европы, является самым крупным объединением профессионалов по принципу принадлежности к профессии психотерапевта. Ей всего десять лет, и по Европейским стандартам ее можно отнести к совсем юным общественным объединениям.
Таким образом, новая мировая волна развития психотерапии набирает силу. Она идет из Европы, родины психотерапии. И важно, что наша отечественная психотерапия включена и достойно представлена как в европейском, так и в мировом процессе развития нашей профессии.
Профессиональная Психотерапевтическая Лига в настоящее время:
Ё занимается координацией образовательной деятельности в области психотерапии и смежных областях. Реализует большие образовательные проекты с сертификатами Лиги, сертификатами Европейской Ассоциации Психотерапии. Проводит обучение специалистов в регионах, в Москве, за рубежом.
Ё объединяет усилия ведущих российских и зарубежных специалистов в области образования. Публикует перечень школ и отдельных профессионалов, признаваемых Лигой компетентными для реализации образовательных программ Лиги;
Ё содействует развитию и поддержанию творческих и деловых отношений внутри Лиги, с другими лицами и организациями, с зарубежными партнерами и международными организациями;
Ё занимается научными исследованиями в области психотерапии. Собирает и обобщает опыт научно-практических разработок в области психотерапии, в том числе полученный членами Лиги;
Ё организует съезды, конференции, семинары в России и за рубежом. Так за последние четыре года Лига провела шесть международных конференций и Х итоговую конференцию ЕАП 2001 года;
Ё занимается психотерапевтической практикой. Создает психотерапевтические подразделения, где внедряет новые подходы терапии, передовые технологии;
Ё защищает профессиональные интересы членов Лиги. Предпринимает усилия по распространению цивилизованной психотерапии;
Ё пропагандирует психотерапию, в том числе в средствах массовой информации;
Ё содействует формированию в обществе цивилизованного рынка услуг в области психотерапии;
Ё создает рабочие места для психотерапевтов;
Ё занимается издательской деятельностью и распространением профессиональных изданий. Издает библиотеку психологии, психоанализа и психотерапии;
Ё объединяет специалистов, профессиональные группы и общественные организации в области психотерапии. Внутри Лиги ее члены объединяются по интересам к отдельным направлениям психотерапии и в секции по профессиям;
Ё оценивает вклад организаций и отдельных деятелей в развитие психотерапии, в сохранение и развитие психологического здоровья и награждает их  дипломами Лиги. По данным направлениям вводятся номинации: “Специалист года”, “Организация года”, “Достижение года”.
Средства Лиги формируются из вступительных и членских взносов, добровольных и целевых взносов.
К сожалению в нашей стране среди самих психотерапевтов нет договорённости в понимания многих базовых вопросов нашей специальности, её настоящего и будущего. И только некоторая часть коллег стремится к взаимопониманию. Объединить силы отечественной психотерапии, устремлённые к консолидации, выработке ясных правил для нашей специальности эффективнее всего может идея разработки и принятия Федерального Закона о психотерапии. Это длительный процесс, который мы обязательно должны пройти шаг за шагом. Наш быстрый бег вперёд и перескакивание через ступеньки здесь представляется неуместным! В связи с этим важнейшим аспектом работы Лиги является разработка проекта закона Российской Федерации «О профессиональной психотерапевтической деятельности». Данный проект в июне 2000 года представлен для обсуждения в профессиональном сообществе. В последующем было предложено ещё два проекта. В настоящее время обсуждается три различных варианта проектов закона о психотерапии. Впрочем, далеко не все аспекты профессиональной психотерапевтической деятельности можно регулировать при помощи закона. И то, что лежит за пределами законодательного регулирования, регламентируется профессиональной этикой.
В Лиге разработана и принята третья редакция «Правил этики Общероссийской Профессиональной психотерапевтической Лиги». Эти правила предложены комитетом по этике и защите профессиональных прав психотерапевтов Лиги на основе «Правил этики Европейской Ассоциации Психотерапии».
Нам важно помнить, что основная ценность, основной ресурс в психотерапии – это специалист-психотерапевт. Сам специалист является основным инструментом своей работы. И главные затраты в психотерапии идут на подготовку специалистов и поддержание нашей работоспособности, а затраты на оборудование и инструменты, важные для работы, минимальны. Этим отличается психотерапия.
Терапевт сам по себе — тонкий, сложный, очень чувствительный и ранимый инструмент терапии, самое важное и дорогое из того, что есть в терапии. Дорогое, как в переносном, так и в прямом смысле. И психотерапевту важно самому обращаться с собой, как с бесценным ресурсом. Его развитие и совершенствование идет путем подъема на очередную вершину, достижения плато, пребывания на нем и прохождения следующего кризиса. Кризисы, которые переживает психотерапевт, — это очередные инициации, дающие доступ к следующим профессиональным вершинам. Настоящий терапевт проходит череду таких инициаций. Чаще всего если нет кризисов – нет и развития. Только отдельные гармоничные личности могут счастливо развиваться, избегая кризисов становления. Сохранение и развитие ментальной экологии психотерапевтов ещё одна, важнейшая задача нашей Лиги.
Как нетрудно убедиться, Профессиональная Психотерапевтическая Лига и Российская Психотерапевтическая Ассоциация в значительной степени отличаются друг от друга. РПА объединяет лучших врачей-психотерапевтов и небольшую часть психологов, специалистов генетически связанных с психиатрией. Лига — широкое общественное объединение, включающее в свои ряды тех, кто занимается или обучается психотерапии. Цели и задачи обеих общественных организаций во многом совпадают. А вот пути достижения их значительно разнятся. РПА стремится достичь поставленных целей, двигаясь сверху вниз по социальной лестнице и больше озабочена сохранением традиций. Лига совершает обратный путь — снизу вверх и озабочена развитием психотерапии, превращением её в самостоятельную специальность, необходимую часть культуры общества. Эти подходы хорошо дополнят друг друга.
Кроме названных организаций федерального, общероссийского уровня во многих республиках, краях и областях складываются региональные общественные объединения. Они могут быть разноплановыми. Одни объединяют врачей-психотерапевтов, другие — психологов. Сложился ряд сообществ по направлениям психотерапии. Известны объединения гипнологов, специалистов в области трансактного анализа, гештальт-терапии, нейролингвистического программирования, арт-терапии, тансперсональной психологии и психотерапии, психоанализа и психоаналитической психотерапии, символдрамы и другие. Зачастую это небольшие объединения с коротким периодом активной жизни и низким уровнем юридической защищенности. До настоящего времени явно преобладала тенденция к все большему их делению и размежеванию. Так, только в области психоанализа в российских столицах известно 15 самостоятельно работающих общественных организаций.
Важно отметить, что Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига, будучи крупнейшим общественным объединением в области психотерапии в стране, согласно своего устава, стремится к сотрудничеству со всеми организациями, объединяющими психотерапевтов.
Процесс саморазвития психотерапии вовлекает в её орбиту всё больше специалистов с психологическим образованием. Причём, в отличие от врачей-психотерапевтов, психологи чаще обучаются и работают в какой-то одной модальности. Более того, сам процесс развития в нашей стране модальностей западной психотерапии во многом связан с деятельностью специалистов с базовым психологическим и другим гуманитарным образованием. Психологи в нашей стране только в течение последнего десятилетия  проявляют интерес и занимаются психотерапией.
Часть специалистов медицинских учреждений работают на госбюджетной основе, другие - по схеме страховой медицины. Заработная плата психотерапевтов, работающих в государственных учреждениях составляет  в среднем от 45 до 150 единиц, в пересчёте на доллары США в месяц в зависимости от продолжительности рабочего дня. Врачи, работающие на госбюджетной основе получают свою зарплату независимо от числа обслуживаемых пациентов.  Врачи, работающие по схеме страховой медицины, имеют небольшой твёрдый оклад. А остальную часть заработной платы получают в виде отчислений  из страховой кассы. Величина отчислений зависит как от числа принятых пациентов, так и от количества проведённых психотерапевтических сессий. Значительная часть психотерапевтов, в том числе все психологи, занимающиеся психотерапией имеют частную практику. Здесь заработная плата отличается разнообразием. Можно отметить - чем больше город, в котором практикуют психотерапевты, тем выше спрос на их услуги и выше гонорары. Самые высокие гонорары в столицах.
Кроме официальной истории, отражённой в специальных отчётах, изданиях, циркулярах Министерств здравоохранения, Советская, а, в последующем, и Российская психотерапия имеет историю неформальной самоорганизации. История отечественной психотерапии содержит в себе множество запретов, ограничений и путей обхода этих запретов и ограничений. Самоорганизация определяет современное состояние психотерапия не меньше, а психотерапевтической практики - даже больше, чем официальная ситуация. И, конечно, картина современной психотерапии в Российской Федерации будет неполной без описания того явления, которое мы называем самоорганизацией психотерапии. Это явление, зародившееся в советский период нашей истории, получило своё развитие и расцвет в постсоветские годы. Нам очень важно понять правила этой самоорганизации. И действовать согласно этих правил. Именно самоорганизация  весьма тонко и очень оперативно отвечает на запросы общества, да и самого государства.
Самоорганизация психотерапии - негосударственная, стихийно складывающаяся система психотерапевтической помощи, которая характеризуется:
1) быстрой реакцией на потребности общества;
2) стремлением ко всему новому;
3) пёстрым составом участников: от стихийных психотерапевтов до профессионалов высокого класса;
4) закрытостью информации о методах работы, её эффективности, оплате услуг;
5) избеганием законодательного контроля;
6) избеганием контроля  со стороны профессионального сообщества;
7) Созданием собственных мифов эффективности, признания и других;
8) активной добросовестной и недобросовестной рекламой и конкуренцией.

Самоорганизующаяся психотерапия получила широкое распространение. Она коснулась даже тех специалистов, кто по долгу своей службы проводит в жизнь приказы Министерства здравоохранения. Более того, сегмент психотерапии, находящийся под контролем Министерства здравоохранения, постоянно уменьшается. Вызвано это бурным ростом психотерапии и явным отставанием её государственного, в частности, законодательного регулирования. И, конечно же, весьма низкой оценкой государством психотерапии. Так в прейскурантах на платные психотерапевтические услуги в поликлиниках психотерапевтические сеансы зачастую оцениваются менее одной условной единицы и (редко) - от одной до трёх условных единиц.
Самоорганизация психотерапии по-разному представлена в столицах и больших городах – с одной стороны, и малых городах – с другой стороны. Остановимся на этом подробнее.
Своеобразие психотерапии в больших городах определяются условиями и укладом жизни. Это своеобразие касается как клиентов и пациентов -потребителей психотерапии, так и терапевтов, проводящих психотерапию. Потребители психотерапии в больших городах обычно могут рассчитывать на анонимность, на то, что они не встретятся с терапевтом за пределами психотерапевтического процесса. Жители больших городов часто имеют множество личностных защит , с одной стороны, позволяющим адаптироваться в агрессивной среде города, а с другой - затрудняющих восприятие и усвоение нового опыта, а значит - приводящих к большей закрытости человека. Психотерапевту зачастую приходится тратить достаточно много времени и усилий для преодоления этих защит. Жители больших городов часто пресыщены общением и даже избегают его. Они часто обращаются на консультации  по рекламе.
Терапевты в больших городах располагают разнообразными возможностями создавать себе образ для клиентов и пациентов. Они так же могут использовать анонимность, как и их клиенты. Их профессиональные ошибки и неудачи часто не становятся достоянием гласности. О них знает лишь узкий круг клиентов и коллег. Терапевты могут входить в профессиональное сообщество согласно своей узкой специализации или модальности. И совершенно не знать, что же происходит в кругу коллег из других модальностей. Некоторые терапевты держатся обособленно и вовсе не контактируют с коллегами.
Клиенты, проживающие в небольших городах, часто более открыты, у них меньше личностных защит, вызванных агрессивной социальной средой. Они более доверчивы. У них неудовлетворённая потребность в общении. Вместе с тем, часто они более консервативны и недоверчивы к новым веяниям. И о терапевтах узнают от соседей и знакомых, а не из рекламы в средствах массовой информации. В небольших городах трудно или совсем не удаётся сохранять анонимность как пациенту, так и, в большей степени, терапевту.
Терапевтам в небольших городах трудно создавать и сохранять свой профессиональный образ, часто они вынуждены находиться в этом образе постоянно, что затрудняет поддержание и восстановление ментальной экологии. Их профессиональные неудачи становятся достоянием многих жителей города. Поэтому в небольших городах терапевтам приходится быть более осторожными, избегать риска, чтобы не сделать ошибки, которая может их значительно скомпрометировать в глазах сограждан. Они зачастую лишены возможности полноценно и регулярно общаться с коллегами, работающими в той же модальности. Поэтому они вступают во взаимодействие с психотерапевтами, работающими в других модальностях, или совсем не имеют постоянного профессионального общения.
С начала девяностых годов прошлого века специальности, занятые психическим здоровьем, впервые получили возможность свободного развития и самоорганизации. В конце девяностых годов был подведён статистический итог такого развития. По данным Министерства Здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения Российской Федерации работало: врачей - психиатров — 15 000; врачей психиатров-наркологов — 4 500; врачей психотерапевтов — 2000; медицинских (клинических) психологов - 1500. И, вместе с тем, только официально было зарегистрировано 300 000 народных целителей. А ведь еще во времена перестройки, когда психотерапевты уже были, официально зарегистрированных народных целителей не было совсем. Прошло только одно десятилетие, и теперь психотерапевты государственных медицинских структур составляют 0,66% от общего количества народных целителей. А ведь народные целители занимаются ни чем иным, как дикой психотерапией. А это значит, что скрытая потребность в психотерапевтах в нашей стране составляет не менее 300 000 специалистов. Для удовлетворения этой потребности нам предстоит большая и увлекательная работа. И эту работу мы уже начали.
Важнейшая и основная характеристика нашей эпохи - это постоянные перемены. В нашу жизнь входят всё новые факторы, определяющие развитие. На протяжении всего советского и первого десятилетия постсоветского периода жизни общества значение психологии и психотерапии для развития страны преуменьшалось или попросту игнорировалось. Теперь мы вступили в эпоху когда психология и психотерапия становится осознаваемой и необходимой частью общественной жизни России. И эта эпоха будет весьма продолжительной. В качестве стратегических ресурсов нашей будут рассматриваться не только нефть и газ, а главным образом люди с их психическими ресурсами.
Таким образом,история отечественной психотерапии творится на наших глазах и нашими усилиями! Многие наши действия или бездействие тут же отражаются на состоянии и перспективах психотерапии в Российской Федерации, да и далеко за ее пределами.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптимизировано для просмотра с разрешением от 800*600   

Hosted by uCoz